Немного о джинсе

Если по поводу дня рождения у джинсов поспорить можно, то имя их создателя не вызывает сомнений. И имя его сегодня красуется гордо чуть ниже пояса у сотен миллионов землян обоего пола, даже об этом не подозревающих.

1829 годом можно датировать начало джинсовой эры, когда родился сын в семье ортодоксальных иудеев Штрауссов, назвали которого Леви. Кем был Штраусс-папа неизвестно, может и не портным, но где-то же его сынок научился ремеслу кройки и шитья! Может быть, этим искусством он овладел уже в Америке, куда в 18 лет направился ловить удачу. Там его на американский манер стали называть Ливаем Страуссом.

Его поначалу приютили двоюродные братья, которые владели в Нью Йорке небольшой галантерейной лавкой. Во времена золотой лихорадки, вместе с тысячами искателей приключений Ливай устремился в Неваду. Он в 1850 году выехал туда и, хотя сам золота ни грамма не намыл, все-таки открыл свою жилу.

Жила эта, правда, была коммерческая. Его брат Дэвид Стерн, дал Ливаю несколько тюков бурого корабельного брезента, молодой предприниматель надеялся его выгодно продать на палатки старателям. Но, прибыв на место, смекалистый паренек нашел брезенту другое применение.

У золотоискателей самое слабое место - обыкновенные штаны. Проведенные старателями часы в сухом горячем песчанике на коленях или по колено в воде этой нужной части мужского туалета укорачивали жизнь в несколько раз. А все время покупать новые брюки из дорогой шерсти не хватит никакого золота. И тогда Ливаю Страуссу в голову пришла мысль, которая обессмертила его имя: почему бы из брезента не шить куртки и брюки?

В том же 1850 году он скроил и сшил первые брезентовые штаны, после этого о своей гениальной идее сообщил брату. Дэвид Стерн оценил деловую хватку брата и в Сан-Франциско открыл магазин и портняжную мастерскую, где изготовливали рабочую спецодежду из брезента. Спустя еще год фирма приобрела название - Levi Strauss & Со. 

 
В самом начале 1853 года впервые поступили в продажу брюки с фирменным именем Levi's. И вскоре в одном из старательских невадских поселков крошечная каморка, которая служила офисом младшему партнеру фирмы, буквально ломилась от заказов: весть быстро разлетелась среди золотоискателей о рабочих штанах сверхпрочных "от Ливая".

Тем не менее, Ливаю Страуссу только спустя два десятилетия удалось запатентовать свою брезентовую одежду. Хотя ее тогда никто не называл джинсовой, говорили просто - из денима. и сегодня В США называют брюки jeans, а материю, из которых они сшиты, - denim.

Происхождение слова denim туманно. Первая версия, Ливай Страусс от невзрачной бурой парусины отказался в пользу эффектной темно-синей, которая приходила из Франции и называлась Serge de Nimes. Это означать могло Серж из города Нима - имя поставщика, так и саржу - материал - оттуда же, оба слова одинаково пишутся.

Годы шли, и ливайсовские изделия обрастали привычными сегодня нам деталями. фирменные медные заклепки появились в 1860-м и тогда же яркой желтой ниткой двойная прострочка карманов - в виде арки, которая символизирует крылья орла. Через три года прибавился к ним на поясе знаменитый кожаный прямоугольник, изображающий двух лошадей, которые безуспешно пытаются разорвать джинсы Ливая. И, в конце концов, в лексиконе человечества появилось культовое слово "Модель 501". Это число не несло никакого тайного смысла – самый обычный инвентарный номер, в 1890 году присвоенный определенному виду очень прочной материи, из которой в то время шили джинсы.

Впервые их стали выпускать в 1922 году с широкими петлями для ремня, а до этого кроились они строго по талии, так что в ремне необходимости не было. А через 14 лет обрели джинсы Levi's еще одну отличительную деталь: красный лейбл с названием фирмы.